В пятницу временный управляющий ОАО «Авиакомпания 'Московия'» Дмитрий Терентьев подал в арбитражный суд Московской области ходатайство о признании компании банкротом. Как пояснил «Ъ» господин Терентьев, сейчас задолженность перевозчика, включенная судом в реестр требований кредиторов, составляет свыше 90 млн руб., заявлены, но еще не рассмотрены требования Сбербанка на сумму свыше 120 млн руб. и требования ФНС (более 260 млн руб.). По мнению управляющего, для прекращения дела о банкротстве «Московии» необходимо или погасить все требования кредиторов, или прийти к договоренностям с ними. Дата рассмотрения ходатайства не определена.
«Московия» образована в 1995 году на базе ФГУП «Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова» и называлась «Громов Эйр». В 2008 году получила нынешнее название. Базируется в Домодедово, летает в Ставрополь, Белгород, Мюнхен, Прагу, Тиват, Гянджу. Флот состоит из двух Boeing-737-700, Boeing-737-400 и двух Sukhoi Superjet 100 (находятся в краткосрочной аренде). В 2013 году перевезла 244 тыс. пассажиров (на 6,2% меньше, чем в 2012 году). В рейтинге Росавиации занимает 32-е место среди 35 основных российских перевозчиков. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2012 году выручка «Московии» составила 2,2 млрд руб., чистая прибыль - 8 млн руб., кредиторская задолженность - 1,7 млрд руб. 51% акций принадлежит ЗАО «Русавиаинтер» Алексея Упорова.
Вопрос о финансовой несостоятельности «Московии» возникает уже не первый год. Основные претензии к перевозчику выдвигала Финансовая лизинговая компания (ФЛК, признана банкротом в сентябре 2012 года; входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) по задолженности за лизинг самолетов. В 2010 году ФЛК требовала около 150 млн руб. за лизинг самолетов, в «Московии» была введена процедура наблюдения, но авиакомпании удалось обжаловать это решение. В 2011 году ФЛК опять требовала признать «Московию» банкротом за долги в 47,3 млн руб., но позже отказалась от заявления. В том же году «Московия» сама подавала заявление о собственном банкротстве, но впоследствии отказалась от иска. Параллельно Росавиация объявила о приостановке действия сертификата эксплуатанта «Московии» из-за «ухудшения основных производственных и финансово-экономических показателей деятельности», но после устранения нарушений отменила решение. В 2013 году ФЛК вновь требовала ввести процедуру наблюдения в отношении «Московии», но арбитражный суд Московской области ответил отказом на это требование и отправил дело о банкротстве на новое рассмотрение.
Источник, близкий к авиакомпании, сообщил «Ъ», что «оснований для остановки перевозчика нет» и все разногласия будут улажены. По его словам, 19 февраля будет подана апелляция. Другой собеседник «Ъ» в отрасли говорит, что, несмотря на то что на протяжении длительного времени компанию пытались «похоронить», в том числе из-за неумелого управления перевозчиком, она смогла продолжить деятельность благодаря серьезной административной поддержке. В ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, производитель SSJ-100, дочерняя компания Объединенной авиастроительной корпорации) «Ъ» сообщили, что никаких уведомлений о финансовых сложностях «Московии» в компанию не поступало, взаиморасчеты идут в соответствии с условиями, прописанными в контракте. ГСС с декабря 2012 года предоставляет «Московии» два SSJ-100-95B, ранее предназначавшиеся для «Армавиа». В Сбербанке на запрос «Ъ» не ответили. По мнению главы аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, для ОАК, материнской компании ФЛК, банкротство «Московии» как эксплуатанта SSJ-100 было бы крайне негативным фактом.
Елизавета Кузнецова