В Ростове сеть Ашан оштрафовали на 3 млн руб за нарушения при заключении договоров

В Сочи за время Игр автобусами планируют перевезти 1,7 млн человек



Наши деньги стали двигаться медленнее

Так, Нина (фамилию женщина просила не называть), работодатель которой аккуратно перечисляет ей зарплату каждый последний рабочий день месяца, то есть в данном конкретном случае 31 января, сообщила в редакцию, что деньги добрались до нее только в понедельник, 3 февраля, да и то во второй половине дня.

«У меня идет ремонт, я распланировала свои платежи и расходы, а тут такая неприятность! Да, я понимаю, проблема в том, что у меня и у фирмы, в которой я работаю, счета в разных банках, но раньше такого безобразия не было, - сетует женщина. - Я звонила в свой банк, и мне сказали, что они не виноваты, а виновата бухгалтерия…»

Из банка в банк переходя…

Мы обратились в банки, чтобы уточнить, как прошли первые дни работы по новой сис­теме, которая называется Single Euro Paymets Area - сокращенно SEPA, не было ли задержек по платежам и перечислениям или жалоб от клиентов? Представители Swedbank и SEB-банка были лаконичны: все идет без сбоев и по отлаженной уже схеме.

Член правления Tallinna Äripank Валерий Харитонов высказался более развернуто: «Новая система только отлаживается, мы держим ситуацию под контролем, оперативно реагируем на проблемы, если они возникают. По части оперативности старая система была лучше, да и скорость перечислений замедлилась. Поэтому наша цель сейчас - обеспечить клиентов правильной информацией. Наши клиенты, к счастью, относятся к новшеству с пониманием».

Клиентам банков придется привыкать не только к более медленной работе банковской машины, но и к более длинному номеру расчетного счета. В течение этого года, пока продолжается переходный период, банки будут сами преобразовывать внутригосударственные расчетные счета частных клиентов в новую форму.

«Таким образом, ни один платеж частного лица не останется невыполненным, даже если вам известен только старый номер расчетного счета другой стороны. Банк поможет автоматически перевести его в форму IBAN», - пояснил представитель Эстонского банковского союза Олави Лепп.

Да, представители банков признают, что межбанковские платежные поручения замедлились. Если раньше расчеты производились десять раз в день, то начиная с февраля это происходит только пять раз. «Важно знать последний срок представления платежного поручения, чтобы платеж успел поступить клиенту другого банка в этот же день.

В разных банках это время различается. Как правило, последнее перечисление происходит между 15.00 и 16.30», - сказал руководитель отдела платежных и расчетных систем Банка Эстонии Михкель Ныммела. Видимо, как раз этот фактор не учла бухгалтерия нашей читательницы и элементарно не успела, что называется, на последний поезд.

Э-платежи маленькой э-страны

Председатель совета Фонда развития Эстонии экономист Райво Варе дал свою оценку происходящему: «Большинства людей нововведение вряд ли коснется, но тем, кому важна скорость платежа, стало неудобно. Представьте ситуацию, что вам нужно срочно заплатить штраф или выкупить горящую турпутевку! Раньше деньги уходили в секунду, а сейчас вы теряете драгоценное в буквальном смысле слова время.

Складывается впечатление, что на вас давят, заставляя выбирать срочный платеж, за который придется заплатить по специальному тарифу. Раньше регулировкой межбанковских платежей занимался Банк Эстонии, а теперь ваши деньги уходят куда-то в Европу, а потом возвращаются обратно и только после этого поступают на нужный счет. Даже в век Интернета это все равно происходит медленнее». Варе уверен, что для такой маленькой страны, как Эстония, это нововведение чрезвычайно неудобно.

О наличии еще каких подводных камней нужно помнить начиная с февраля? Это замена привычных за долгие годы прямых платежных поручений постоянными платежами по электронному счету. Для краткости их называют э-счетами.

Руководитель расчетного отдела Eesti Energia Трийн Хайдла попросила обратить внимание на то, что с февраля дата перечисления может измениться: «Мы советуем хотя бы в первые месяцы самим проверять в интернет-банке, снята ли у них сумма счета с расчетного счета к сроку платежа».

Дело в том, что Eesti Ener­gia не владеет информацией относительно лимита постоянного платежа клиента и наличия у него договора об оказании услуги. Поэтому по вопросам, касающимся договоров о постоянном платеже, Хайдла попросила клиентов обращаться непосредственно в свой банк. Наверное, аналогичные проблемы можно обнаружить и при оплате других услуг.

Дмитрий, клиент Tele2, отправился в свой банк как раз для того, чтобы уточнить, как обстоят дела с его постоянным платежным поручением. «Впереди была очередь из тридцати человек! Я плюнул и пошел домой!» - сердится мужчина. Его можно понять: проблем, связанных с новой системой, много. И их нужно решать. И банкам, и предприятиям.