В Беларуси разработают стандарт по оказанию СПА-услуг

В Калининграде подрядчика обязали заняться благоустройством



Идея Сийма Калласа ставит под угрозу проект Rail Baltica

На прошлой неделе провалилась встреча экспертов, на которой должен был обсуждаться договор акционеров железнодорожной фирмы с участием трех стран Балтии. Представители Литвы под предлогом того, что будущий премьер-министр Эстонии Сийм Каллас говорил на съезде Партии реформ о том, что вопрос строительства железной дороги можно было бы вынести на референдум, заявили, что не уполномочены обсуждать предложения Латвии и Эстонии.

«Литовцы, сорвав совещание, вели себя так, словно эстонская сторона уже вынашивает планы проведения референдума. Новое совещание намечено на апрель, но меня беспокоит, что слова Калласа литовцы могут использовать как новый предлог для того, чтобы затянуть решение вопроса», - сказал министр экономики Юхан Партс.

Если не удастся решить вопрос о создании совместного предприятия, то страны Балтии останутся без обещанной Евросоюзом дотации на строительство железной дороги. Как сказал Партс, нет никаких причин проводить референдум, так как в Эстонии строительство железной дороги поддерживают даже в тех волостях, жители которых выступают с протестами против места прохождения трассы.

«Литовцы в первую очередь поинтересовались предложением Калласа о проведении референдума, - сказала вице-канцлер Министерства транспорта Латвии Илзе Александровица. - Мы так и не смогли приступить к повестке дня, так как литовцы, по сути, не подготовились ни по одному пункту».

Комиссия экспертов должна была работать в среду и четверг, однако глава отдела развития Министерства транспорта Литвы Арениюс Яцкус заявил, что не покидал совещание раньше времени. «Мы обсудили все вопросы повестки дня, и Индрек Сирп, который вел совещание, предложил завершить встречу (в среду, 5.03. - Ред). Латвия и Литва согласились с предложением, - пояснил Яцкус. - Каждая страна вправе провести референдум. Передо мной стояла задача обсудить договор акционеров, о референдуме не могу ничего сказать».

Каллас, исполняющий в Брюсселе обязанности еврокомиссара по вопросам транспорта, с которым мы связались сразу же после встречи экспертов, подтвердил, что не изменил свое мнение о необходимости строительства новой железной дороги. Как отметил Каллас, и Эстония, и регион Балтийского моря в целом нуждаются в Rail Baltica, так как эта дорога станет важным транспортным соединением, которое обеспечит в будущем экономический рост региона.

«Вопрос о проведении референдума никто пока не решал. Что касается моего предложения, прозвучавшего на съезде партии, то, на мой взгляд, его можно рассматривать как вариант решения вопроса прокладки трассы в Эстонии», - сказал будущий премьер-министр.

«На самом деле нам нельзя терять уже ни одного дня. Сейчас этот проект и возможное финансирование со стороны Европы - единственная возможность полностью соединить нас с Европой. В плане инфраструктуры Эстония и другие страны Балтии по-прежнему являются частью России», - добавил Каллас.

Выступая 2 марта на съезде Партии реформ, Каллас произнес слова, поставившие под сомнение строительство железной дороги. «Я готов предложить провести референдум. Если народ скажет, что железная дорога не нужна, значит, мы ее не построим», - сказал он. Рийгикогу, который по Конституции решает вопрос о проведении референдума, не видит необходимости выносить вопрос о строительстве Rail Baltica на всеобщее обсуждение.

«Высказывая идею о проведении референдума, Сийм Каллас лишь обратил внимание на то, что такая возможность существует, однако делегация Литвы воспользовалась этим, как предлогом, -сказала председатель парламентской экономической комиссии Кая Каллас. - Экономическая комиссия не обсуждала вопрос о проведении референдума, эту идею не поддерживает правительство, а также ни одна из партий».

Как считает Калев Калло, представляющий в экономической комиссии Центристскую партию, нет никакой необходимости проводить референдум, тем более что соединение с Европой даст Эстонии немало плюсов.

«Новому правительству и премьер-министру придется теперь расхлебывать эту кашу, которая заварилась из-за непродуманного высказывания», - сказал Калло.

Комментарий Индрека Сирпа, руководителя проекта Rail Baltica

Предполагалось, что совещание в Таллинне будет проходить в течение двух дней, но поскольку литовская сторона не имела мандата на обсуждение ни одного из вопросов, хватило и одного дня.

Повестка дня включала семь вопросов, которые необходимо решить до того, как акционеры совместного предприятия заключат договор.

Хотя совместное предприятие будет находиться в Риге, литовцы настаивают на том, чтобы оно действовало по законам Литвы. В принципе это возможно, но нецелесо­образно.

Если мы хотим, чтобы председатель правления организовал свою команду, то литовцы хотели бы видеть в правлении, как и в совете, пропорциональное число представителей всех стран.

К нашему удивлению, литовцев не устраивает наше предложение о том, чтобы акционеры совместного предприятия взяли на себя обязательство самим конкурировать с создаваемым предприятием.

С участком железной дороги, который будет проложен от Каунаса в польском направлении, тоже много неясностей.

Литовцы хотели бы проложить ее на старой, построенной еще в годы советской власти, железнодорожной насыпи, но она такая извилистая, что на ней можно развивать скорость не выше 120 километров в час. Для того чтобы трасса Rail Baltica окупала себя, поезда должны следовать со скоростью 240 километров в час.

Самое большое противоречие по-прежнему связано с тем, чтобы проложить Rail Baltica через Вильнюс.

По нашей оценке, условия финансирования со стороны Евросоюза не позволяют провести основную трассу через Вильнюс, в этом случае все расчеты по окупаемости трассы придется пересмат­ривать. Без всяких проблем Вильнюс можно присоединить к трассе через Каунас.

Я крайне обеспокоен тем, удастся ли нам придерживаться графика переговоров. Если мы рассчитываем на то, что на каждом совещании удастся прийти к компромиссу по каким-то пунктам, то литовская сторона каждый раз предлагает новые вопросы.