ЦБ лишил лицензии КБ Природа за сомнительные операции

Рынки встретили ростом выступление Йеллен



Демотивированного сотрудника надо лечить

Руководители озабочены нехваткой профессиональных и эффективных сотрудников. Тратятся немыслимые суммы на программы удержания и мотивации персонала, но эффект подчас низкий, а то и вовсе отрицательный. Почему?

Дело в том, что мотивационные программы хороши для слабо мотивированных людей, а в применении к демотивированным сотрудникам дают низкий эффект, а то и вовсе отрицательный.

Демотивированный человек подобен больному. Он страдает сам, заражает других и нуждается в помощи. В таком состоянии он не способен эффективно работать. Прежде чем побуждать его к трудовым подвигам, нужно помочь ему справиться с «болезнью». А для этого нужно уметь определить, насколько он «болен», и знать методы «лечения».

Десять вещей, которые обязан знать каждый карьерист →

Развитие демотивации происходит в три этапа: стресс - деморализация - отчуждение. Начинается все обычно с какого-то незначительного события, которое человек принял слишком близко к сердцу: некорректная обратная связь от руководителя, форс-мажор во время напряженной работы и т. п. Дальше события развиваются по двум сценариям: если стресс слабый, сотрудник самостоятельно с ним справляется; если существенный, сил на «исцеление» может не хватить. Представим, к примеру, менеджера по продажам, который больше года прорабатывал перспективного клиента. Сделка практически заключена, но в последний момент срывается. Столько времени и сил потрачено, и все рушится в один миг. Менеджер нервничает, переживает, чувствует растерянность.

Деморализация - следующий этап развития демотивации. Такой человек раздражен и обижен. Он ведет себя вызывающе, игнорирует указания руководителя, пытается искать виноватых. Самое страшное, что он может сделать, - вовлечь коллег. Негативные высказывания, распространение слухов, провоцирование конфликтов - все это вредит имиджу компании и стопорит работу.

Финальная стадия демотивации - отчуждение - знаменуется потерей смысла работы в организации. Сотрудник просто присутствует на работе, стараясь лишний раз не попадаться на глаза руководству и выполняя минимум задач.

Как же помочь человеку справиться с демотивацией?

Как только вы заметили первые симптомы стресса у сотрудника - нервозность, растерянность, - начинайте действовать. Побеседуйте с ним, позвольте выговориться. Помогите определить, в чем именно заключается проблема, дайте понять, что она решаема и вы готовы помочь найти решение. Но не переусердствуйте: пусть сначала он сам попробует справиться с ситуацией.

Двенадцать правил первого места работы →

Если сотрудник уже деморализован (агрессивно себя ведет, предъявляет претензии окружающим), ваша задача - наладить с ним контакт, помочь поставить новые цели, пересмотреть приоритеты. В случае ярко выраженной агрессии и деструктивной активности сотрудника, когда речь идет о спасении не только его самого, но и всей команды, изолируйте демотивированного сотрудника (отправьте в командировку или отпуск) и в его отсутствие поработайте с коллективом. После возвращения сотрудника вам предстоит сложный разговор.

Наконец, предположим, что остановить демотивацию не удалось и сотрудник переживает отчуждение. Будьте готовы к тому, что вывести его из этого состояния будет крайне сложно. Вам придется потратить невероятное количество сил, став для подчиненного не только коучем, но и фактически психотерапевтом. И даже с учетом этих усилий результат непредсказуем, и с большой вероятностью вам придется расстаться с сотрудником.

В случае если человеку удалось справиться с демотивацией, он возвращается в нормальное рабочее состояние, и вот тогда мотивационные программы будут своевременны и эффективны.

Автор - президент Samolov Group