На Кубани из-за заморозков может сократиться урожай персиков и алычи

Предприятия области переходят на белые зарплаты



НПФ «КИТ финанс» столкнулся с беспрецедентным оттоком клиентов

Один из лидеров пенсионного рынка - фонд «КИТ финанс» столкнулся с беспрецедентным оттоком клиентов: в 2013 г. он потерял более 427 000 застрахованных, перешедших в другие НПФ, следует из статистики Пенсионного фонда России (ПФР) об итогах кампании по переводу гражданами пенсионных накоплений.

Это 18% клиентской базы «КИТ финанс» на конец 2013 г., а в деньгах - около 10 млрд руб. (15% активов «КИТ финанс»).

Недавно группа РЖД продала «КИТ финанс» структурам «Алора» Анатолия Гавриленко, рассказывали источники в фонде и РЖД, но официально обе стороны это отрицают. Поэтому вчера их представители не стали комментировать вопрос, повлияет ли отток 15% активов фонда на сумму сделки. Источник, близкий к «КИТ финанс», уверяет, что все расчеты уже прошли.

Второй после КИТ по размеру оттока (330 000 человек) - Промагрофонд, совладельцем которого участники рынка также считают Гавриленко (он возглавляет попечительский совет этого фонда, связаться с ним вчера не удалось).

«В этом году переходы клиентов из одного НПФ в другой достигли рекордных значений - 3,4 млн человек, и впервые мы видим такой большой отток из одного фонда», - признает представитель ПФР Марита Нагога. «КИТ финанс» работает аккуратнее многих - доля неудовлетворенных заявлений от его клиентов почти вдвое ниже, чем в среднем по рынку, отмечает она.

«Мы анализировали ситуацию - отток идет либо по тем клиентам, которые перешли в “КИТ финанс” 2-3 года назад из других НПФ и их данные сохранились в базах их бывших страховщиков, либо по каналу банков-агентов», - говорит председатель совета «КИТ финанс» Юрий Новожилов. Банки, имеющие родственные НПФ, в прошлом году собирали заявления по такой схеме: «Переводите в наш фонд накопления - банк одобряет вам кредит», рассказывает он.

Из-за такого оттока «КИТ финанс» впервые за долгое время не попал в тройку лидеров по привлечению клиентов. За 2013 г. количество застрахованных в нем выросло на 780 000 человек.

Помогли молчуны (накопления которых по умолчанию находятся у госуправляющего ВЭБа). В прошлом году «КИТ финанс» привлек более 600 000 молчунов, из них большую часть - в рамках госпрограммы по софинансированию (380 000 человек, 10 млрд руб.). Это свежая клиентская база, получить доступ к которой сторонние агенты не могут. «К концу 2013 г., увидев, как резко подскочила активность агентов на рынке, мы поняли, что риски мошенничества возросли, и сконцентрировались на привлечении молчунов», - говорит исполнительный директор «КИТ финанс» Антон Шпилев. Его фонд переманил и клиентов других НПФ (178 000 человек).

Сейчас «КИТ финанс», по словам Шпилева, начинает обзванивать ушедших клиентов и, если выяснится, что клиентов переводили без их ведома, будет «обращаться в суды».

Время на разбирательства есть - в этом году «КИТ финанс» не будет передавать 10 млрд руб. за ушедших к конкурентам клиентов. По решению регулятора НПФ не могут передавать друг другу накопления клиентов до тех пор, пока фонды не войдут в систему гарантирования.

Конкуренты объясняют беспрецедентный отток из «КИТ финанс» тем, что он не воспользовался распространенной технологией защиты клиентской базы от недобросовестных действий агентов. Под конец декабря многие НПФ делают так называемые вбросы - подают в ПФР заявления за всех своих клиентов на тот случай, если агенты в течение года успели «перевести» застрахованных в другой фонд. Дело в том, что, если от одного застрахованного поступило несколько заявлений в течение года, ПФР удовлетворяет наиболее позднее. «Мы сознательно избегаем подобных технологий», - признает Шпилев.