Об этом в интервью информационному агентству LETA рассказал заместитель генерального секретаря Еврокомиссии Хенрик Хололей.
На вопрос, не пришел ли Брюссель к выводу, что реализацию проекта задерживают литовцы, которых интересуют рельсы европейского стандарта только до Каунаса, Хололей ответил, что поиск «виновных» не продуктивен и никому не выгоден.
Для того, чтобы проект Rail Baltica осуществился, нужно учредить совместное предприятие, и Брюссель, со своей стороны, сделал для этого все.
Представитель Еврокомиссии напомнил, что доступные средства ограничены - в Европе финансирования ждут многие проекты. Если не будет проявлено серьезное отношение к проекту, деньги будут направлены на другие цели.
Как уже сообщалось, Литва хочет использовать часть выделяемых Евросоюзом Rail Baltica средств на модернизацию примерно 100-километровой ж/д линии между Вильнюсом и Каунасом, хотя колею Rail Baltica планируется проложить через Каунас в обход Вильнюса. Особые возражения против этого имеются у Эстонии, которая опасается удорожания проекта. Планировалось, что вопрос о включении Вильнюса в маршрут Rail Baltica II разрешится на совещании премьеров стран Балтии в начале февраля, и группам переговорщиков останется только договориться о тексте договора акционеров, но этого не произошло.
Главная цель проекта Rail Baltica - восстановить прямую связь стран Балтии с европейской железнодорожной сетью и способствовать региональной интеграции, соединив Хельсинки через Таллинн, Ригу, Каунас и Варшаву с Берлином с потенциальной возможностью продления маршрута до Венеции. Для осуществления проекта планируется привлечь софинансирование ЕС в размере 85% всех расходов.
Протяженность ж/д линии с европейской колеей в Литве составит примерно 360 км, в Латвии - более 300 км, в Эстонии - около 300 км. Литва хочет модернизировать 100-километровый отрезок от Каунаса до Вильнюса для того, чтобы все столицы государств Балтии были соединены европейской колеей.
Общие расходы на создание железнодорожной линии Rail Baltica могут превысить 5 млрд евро.